Хроники Плоского мира

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Хроники Плоского мира » Библиотека » География Плоского мира


География Плоского мира

Сообщений 1 страница 8 из 8

1

1. О космосе, слонах и черепахах
2. Дискография
3. География Безымянного континента
- Равнины Сто
- Овцепики
- Окрестности Овцепиков
- Мало исследованные земли
4. Континент Клатч

Дополнительно:
Карта Плоского мира (англ.)
Карта Плоского мира (рус.)

0

2

О КОСМОСЕ, СЛОНАХ И ЧЕРЕПАХАХ

Плоский мир предлагает глазу гораздо более впечатляющие зрелища, нежели те, что можно найти во вселенных, сотворённых Создателями с худшим воображением, но лучшими способностями к механике.
Обитателям этого мира глубоко чужды теории о том, что земля обязана иметь форму шара. Плоский мир, как следует из названия, дискообразный и покоится на спинах четырёх огромных слонов. Слоны стоят на панцире гигантской звёздной черепахи по имени Великий А’Туин. Диск обрамлён водопадом, пенистые каскады которого бесконечной лавиной обрушиваются в космос.
Наукой не установлено, каким образом вся изливающаяся вода возвращается обратно на Диск. Не установлено также, каким именно образом поддерживается расплавленное состояние горных пород в глубине Диска. Наиболее разумная теория предполагает, что тепло генерируется в безбрежных залежах октарина, магического металла, залегающего в толще земли под высоким давлением. Октариновая теория также объясняет наличие сильного магического поля у Диска (вполне очевидно, что мир, существующий только потому, что и у богов есть чувство юмора, просто обязан быть местом магическим).

0

3

ДИСКОГРАФИЯ

Окружность Диска составляет в диаметре 10 000 миль (16 000 км), что составляет 2/5 поверхности Земли. Главной географической особенностью – помимо приплюснутости – является Кори Челести, шпиль из зеленоватого льда высотою в 10 миль (16 км) и место нахождения Думнанифестина, дома богов Плоского Мира. Центральная область Диска, вместе с Кори Челести, известна как Пуп. Это укрытые вечными льдами горные вершины соответствуют земному полярному кругу. Чем земли ближе к Краю, тем климат теплее и ближе к тропическому. С Края воды мирового океана падают в космическое пространство (т.н. Краепад).

Направления на Диске задаются не сторонами света, а его основными чертами (Пупом, Краем и направлением вращения Диска) — пупсторонее, краестороннее, повращательное и противовращательное.

На Диске расположены четыре континента.
Континенты
Безымянный континент: Самый большой континент Диска. На нём находятся равнины Сто и Овцепикские горы — они занимают всю территорию от Пупа — высочайшей вершины мира, до Анк-Морпорка, расположенного на побережье Круглого моря. Берега этого континента омывают Повращательный и Противовращательный океаны. На этом континенте находятся страны: Ланкр, Сто-Лат, Псевдополис, Убервальд и другие. В различных описаниях упоминается меньшая часть этого континента, так что огромная территория, расположенная по другую сторону Пупа, практически неизвестна, за исключением города Орлеи и нескольких мелких стран.
Клатч (континент): этот континент не отделён водой от безымянного, но дискографы посчитали его самостоятельным континентом, вероятно вследствие того, что Клатч является слишком явной «заграницей» по сравнению со странами Равнины Сто. Самое могущественное государство континента – Клатч; но также вдоль побережья есть и другие страны (Омния, Цорт, Джелибейби и др.), глубже к центру континента тянутся неисследованные равнины Хершебы и джунгли Очудноземья. Не будет сильной ошибкой рассматривать Клатч в качестве плоскомировой Африки – с таким же набором «средиземноморских» государств, постепенно переходящими в саванны и пустыни.
Противовесный континент расположен напротив Безымянного континента и Клатча. Хотя он меньше по размеру, чем эти два континента, но он уравновешивает их, позволяя Диску сохранять равновесие на спинах слонов. В его недрах находятся богатые залежи золота и октарина, металлов с очень высокой плотностью, поэтому он весит примерно столько же, сколько два больших континента на противоположной стороне. На территории Противовесного континента находится Агатовая Империя.
ЭксЭксЭксЭкс, известный так же как «четвёртый континент» и «Ужастралия». Является пародией на Австралию, а заодно местом, где всё происходит «не так, как на остальном Диске». Однажды до него добралась группа жителей Анк-Морпорка, но затем он был потерян, затем снова найден и в настоящее время является полноправной частью цивилизованного мира, а также служит поставщиком оперных певцов, барменов, людей с рюкзаками и так далее.
Были и другие континенты, которые затонули, взлетели на воздух или просто исчезли. Такого рода вещи происходят повсеместно, даже на более упорядоченных планетах.

Край
Край диска, с которого беспрерывным потоком льется вода из Околоземного океана. Мало что известно про этот дискографический регион, поскольку ближе к Краю морское течение усиливается; после определённой точки морские корабли не могут повернуть назад и они неминуемо попадают в Краепад (обрамляющий Диск водопад). По утрам и вечерам, когда маленькое солнце диска проходит над краем, над Краепадом можно заметить огромную восьмицветную краедугу, подковой висящую во влажном воздухе. Восьмой цвет появляется в результате того, что свет солнца преломляется на капельках воды, находящихся в сильном магическом поле Диска.
Ближе всего к Краю расположена островная страна Крулл. Жители Крулла практикуют разновидность магии, которая позволяет строить транспорт для перемещения над водой. С их помощью они окружили ближайшую к ним часть Края (примерно треть периметра) Окружносетью — огромной сетью, которая улавливает всё, что несёт течение за пределы Диска. Такие вот «дары моря» составляют ощутимую часть экономики Крулла.
Благодаря уникальному географическому положению – Крулл не просто находится на краю Диска, он свешивается за край – эта земля стала важным центром астрономических и астрологических исследований (верховный жрец одновременно является главным астрономом). Также, в отличие от других стран Диска, крульцы обучают женщин-волшебниц.

0

4

География Безымянного Континента
Безымянный континент напоминает Европу – Западную (равнины Сто, Овцепики) или Центральную (окрестности Убервальда).

РАВНИНЫ СТО
Равнины Сто – это обширная область между Круглым морем и Октариновыми Лугами в предгорьях Овцепикских гор; эдакий плоскомирский аналог Западной Европы. Это богатые земли с плодородной чёрноземной почвой, прославившиеся своими неоглядными капустными полями. Местное население с пиететом относится к капусте, которую выращивают повсюду и даже изображают на гербах. Хотя правда и то, что многие молодые люди сбегают со своих ферм, чтобы начать новую жизнь в большом городе и никогда в жизни её не видать.
На равнинах сгрудились маленькие аккуратные королевства и многочисленные города-государства. Границы стран постоянно изменяются из-за войн, брачных союзов, различных договоров или просто плохой картографии, поэтому политическая структура области не отличается стабильностью. Наиболее крупные города области: Анк-Морпорк, Псевдополис, Сто Лат и Сто Гелит.

Анк-Морпорк – важный город равнин Сто, хотя и не доминирует политически. Основу его могущества и влияния составляют не военные силы, а экономика. Подробнее

Псевдополис – самый близкий к Анк-Морпорку город в сторону Пупа (до него примерно полдня пути верхом). Он очень похож на Анк-Морпорк и постоянно с ним соревнуется. Кроме того, город является одним из центров обучения магическому искусству; тамошний Бронзовошейный Колледж во всём соперничает со своим соседом, Незримым Университетом.

Сто Лат – обнесённое стеной королевство в 20 милях от Анк-Морпорка в сторону Пупа. Это один из самых крупных городов на равнине, хотя он не сравним ни по размерам, ни по численности населения с соседним Анк-Морпорком.
Сто Лат является столицей королевства, в состав которого входят также герцогства Сто Гелит, Сто Криг и восемь протекторатов. В настоящее время страной правит королева Келирехенна, дочь короля Олерва.

Щеботан – тихий, красивый город, расположенный на побережье Круглого моря примерно в шестидесяти милях от Анк-Морпорка. Белые каменные домики, увитые виноградными лозами, ярко-синие небо и море, дикая герань, в изобилии произрастающая на кривых, мощенных булыжником улочках, делают это удивительно живописное место раем для отдыхающих. В этот город перебираются зажиточные анк-морпоркцы, когда желают отойти от дел (например, в Щеботан переехала тётушка лорда Витинари – леди Роберта Мезероль). В целом, место очень спокойное и даже откровенно скучное.
Щеботан – герцогство. В настоящее время им правит лорд Родлей. Его родственница Бренда Родлей, вдовствующая герцогиня Щеботанская, разводит болотных дракончиков в Анк-Морпорке.
Щеботан прославился своим голубым сыром и цветочными часами, циферблат которых сделан из цветов, распускающихся в строго определённое время суток. Ещё одна щеботанская достопримечательность – Падающая Щеботанская Башня, построенная знаменитым архитектором Чертовым Тупицей Джонсоном. Известным уроженцем Щеботана является изобретатель Леонардо Щеботанский.
Жители Щеботана говорят на собственном наречии (напоминает итальянский или французский языки), но многие прекрасно понимают и морпоркский.

0

5

ОВЦЕПИКИ

Овцепикские горы занимают большую часть Безымянного континента. Сложная система хребтов и массивов простирается от берегов ледяного Виддершайнского океана до тёплого Краевого. Центром и главной вершиной Овцепиков является Пуп, увенчанный десятимильным шпилем из зеленоватого льда и камня – пиком Кори Челести, где расположен Дунманифестин, обитель богов Диска. Вершины Овцепиков покрыты вечными снегами, а горные гряды густо заросли лесами. В долинах прячутся прозрачные ледниковые озера и альпийские луга. В узких ущельях текут быстрые горные реки с ледяной водой.
Местные зимы чрезвычайно суровы; толщина снежного покрова может достигать нескольких ярдов, и горные области становятся непроходимыми. Весна – время проливных дождей, гроз и сильных ветров. Лето и осень в Овцепиках жаркие и сухие, но очень короткие. На повращательных склонах климат более умеренный.
Овцепикский хребет находится в сильном магическом поле, центр которого приходится на Пуп. Между пиками с треском проскакивают заряды магии, время от времени накопленная магия с треском разряжается в землю. В горах часто наблюдаются явления, необъяснимые с точки зрения обычных физических законов. И именно из этого региона вышли почти все наиболее прославленные волшебники и ведьмы Диска.
На территории Овцепикских гор располагаются множество мелких королевств, самое крупное и известное из которых – Ланкр. В недрах гор испокон веков живут гномы, на каменистых склонах обитают многочисленные кланы троллей.
На повращательных склонах Овцепикских гор, спускающихся к равнинам Сто, раскинулась область, называемая Октариновые луга – густо заросшие травой холмистые возвышенности. Название местности произошло от цвета, которое придает растительности местное магическое поле.

Ланкр – королевство в предгорьях Овцепиков с площадью около 400 кв. миль и населением 600 обитателей (включая гномов и троллей; пусть даже те формально не признают ланкрскую корону).
Вероятно благодаря высокому уровню остаточной магии королевство обязано тем, что в нем находится, по меньшей мере два выхода в другие измерения. В недалеком прошлом эльфы, живущие в другом измерении, регулярно совершали набеги на Ланкр, пользуясь этими проходами, до тех пор, пока выходы не запечатали камнями, сделанными из метеоритного железа. Один из этих выходов находится на Вересковых Пустошах, неподалеку от города и его окружает группа из нескольких вертикально стоящих камней (т.н. Плясуны).
В королевстве есть несколько населённых пунктов: город Ланкр, столица королевства, где проживает большинство людей, второе по размеру поселение Бешеный Дурностай; деревни Дурной Зад, Скользкая Впадина, Бритвенное Лезвие, Черностеколье и Ломоть.
Политическое устройство Ланкра: в настоящее время, при Веренсе ІІ, – конституционная монархия. Однако конституционность является чисто теоретической. Несмотря на то, что Веренс II основал парламент, местные жители воспринимают новый государственный институт как попытку переложить на их плечи обязанности по управлению страной и всячески уклоняются от работы в парламенте. Король Веренс ІІ и королева Маграт (в девичестве – Чесногк) всецело посвятили себя улучшению благосостояния своих подданных, проведя ряд социальных, сельскохозяйственных и образовательных реформ. У королевской четы есть дочь – принцесса Эсмеральда Маргарет Внимание Орфография Ланкрская.

Пупземелье
Земли в окрестностях Пупа – гористые, холодные, укрытые льдами. Это дом йети и место расположения храмов монашеских орденов (например, Монахов Истории).

0

6

ОКРЕСТНОСТИ ОВЦЕПИКОВ

Убервальд – страна в предгорьях Овцепиков (название её правильно бы произносить на немецкий манер – Überwald – но большинству жителей Плоского мира нет дела до подобных тонкостей).
Убервальд – это пародия на Трансильванию с вампирами, вервольфами и всем прочим, что полагается по жанру. Известным феноменом является убервальдская погода, которая способна чутко реагировать на настроение людей. Тут в порядке вещей, что недобрые вести сопровождаются зловещими раскатами грома.
В прошлом земли Убервальда объединяла Несвященная империя с двухголовой летучей мышью на гербе. Потом, потерпев крах, она распалась на многочисленные земли и баронства, живущие не столько законами, сколько традициями.
В Убервальде много людей, но не меньше и вампиров с вервольфами (в том числе, среди влиятельных аристократических родов). Особое положение занимают игори, клан слуг и ценителей экспериментальной хирургии. Законы и обычаи земель Убервальд никак не распространяются на тех, кто обитает под землёй. В пещерах, тоннелях и шахтах расположено королевство гномов (столица – Шмальтцберг). Убервальд является центром гномьей истории и играет важную роль в политике. По сравнению с обитателями Овцепиков, убервальдские гномы более консервативны.

Борогравия – государство, расположенное в краестороннем направлении от Убервальда, на противовращательных склонах Овцепиков.
Это маленькая страна, затерявшаяся в густых лесах. Столица Борогравии – город ПринцМармабюкПетрАльбертГансИосифБернхардтВильгельмсберг. Борогравия герцогство; в настоящее время при власти – герцогиня Аннаговия. Правящая династия является также главой местной церкви и своего рода живыми святыми. Крестьяне молятся герцогине наряду с официальным божеством Борогравии – Нугганом.
В основном это аграрная страна, но в Борогравии также имеются месторождения жира, разрабатываемые местными гномьими кланами в жировых шахтах. Экономика сильно подорвана непрекращающейся войной с соседней Злобенией и строгими религиозными запретами «Живущего завета» Нуггана.

Злобения – княжество, столицей которого является город Ригоу. На протяжении довольно долгого времени Злобения воевала с соседней Борогравией за спорные территории, прилегающие к реке Нек – та, будучи природной границей между двумя странами, постоянно меняла своё русло. В настоящее время княжеством правит князь Генрих, племянник правительницы Борогравии герцогини Аннаговии. Поскольку герцогиня давно уже не появлялась на людях, ходят слухи, что она умерла и что князь Генрих собирается заявить права на трон соседнего государства.

Мел – страна, занимающая холмистое плоскогорье на повращательных склонах Овцепиков. Она расположена между Ланкром и Октариновыми лугами. Основным занятием населения является овцеводство и добыча мела.
Страной правит барон; местные фермеры и овцеводы арендуют у него землю. Люди с незапамятных времен населяли этот край. Среди лугов постоянно встречаются заброшенные меловые ямы и высятся древние могильники. Подобно Ланкру, здесь есть проходы в другие измерения и в мир эльфов. Часто встречающиеся полуразрушенные круги из вертикально стоящих крупных камней, возможно, играют ту же роль, что и ланкрские Плясуны: охраняют эти проходы. Одним из самых необычных мест Мела является Кузница Старика – четыре больших плоских камня поставленных так, что они образуют подобие полузарытой в склон холма хижины. Хотя камни углубляются в холм всего лишь не несколько футов, эхо от вашего крика вернётся только через несколько секунд.
Ещё одной достопримечательностью Мела являются вырезанные в дерне белые гигантские фигуры животных и людей. Изображения так велики, что полностью разглядеть их можно только с высоты птичьего полета. На Мелу есть свои ведьмы, но в отличие от других стран региона, здесь они не пользуются расположением властей и практически находятся вне закона.

Лламедос – маленькая горная страна, где постоянно идёт проливной дождь, лишь изредка и ненадолго ослабевающий. Зимой дождь сменяется снегом. Единственное растение, способное произрастать в таком влажном климате – это падуб, вся остальная растительность загнивает.
Власть в Лламедосе принадлежит друидам. Мегалитические каменные круги, используемые друидами для проведения расчётов, встречаются в стране буквально на каждом шагу. Лламедийские специалисты строят каменные окружности для всех желающих производить сложные календарные расчёты и также осуществляют службу поддержки.
Барды Лламедоса славятся далеко за пределами своей страны. Большой популярностью пользуется проводимый ежегодно фестиваль бардов, во время которого проходят поэтические и певческие соревнования.

0

7

МАЛО ИССЛЕДОВАННЫЕ ЗЕМЛИ

Вдалеке от равнин Сто и Овцепиков, но ещё в пределах Безымянного континента, расположено ещё множество государств, которые лишь вскользь упоминаются в романах о Плоском Мире.

Орлея – аллюзия на Геную и Новый Орлеан, это такой себе сказочный город, который одновременно является воплощением кошмара. Она расположена на повращательной стороне Безымянного континента, на побережье Болотного моря, в дельте реки Вьё. От Анк-Морпорка это примерно 2000 миль, и чтобы достичь города, почтовой карете требуется два месяца. Поскольку Орлея расположена близко к Краю Диска, климат в этом регионе соответствует тропическому. Практически всю территорию государства занимают болота.
До самого недавнего времени страной правила уроженка Ланкра Лили Ветровоск – сказочная крестная фея, старшая сестра Эсмеральды Ветровоск. Она узурпировала трон, убив законного правителя города, барона Субботу. Она постановила, что жизнь в Орлее должна быть похожа на сказку, причем очень и очень буквально. Под угрозой ареста населению предписывалось улыбаться и сохранять отличное настроение. Каждый житель города должен был соответствовать некому стереотипу своей профессии, так, например, хозяева таверн и пекари должны были быть толстыми, краснощёкими и жизнерадостными. Жителей, не соответствующих сказочному стандарту, сажали в подземелье. После исчезновения Лили Ветровоск, власть перешла к баронессе Эмберелле Суббота – единственной дочери барона Субботы и госпожи Эрцулии Гоголь, которую можно считать орлейской разновидностью ведьмы (вуду).

0

8

Континент Клатч

Этот континент составляет одно целое с Безымянным, но по каким-то (вероятно, культурным) причинам его считают отдельным континентом. Он простирается от Круглого моря до самого Края.
Клатч является плоскомирским аналогом Африки. Как известно, чем ближе находится географическое место к Краю, тем более жаркий там климат. Именно на Клатче находится Великая пустыня Неф, сердце Обезвоженного Океана. Последний содержит обезвоженную воду, особую субстанцию, найденную в областях высокой концентрации остаточной магии. Она похожа на обычный песок, но при добавлении воды превращается обратно в воду. В Обезвоженном Океане водятся уникальные породы рыб.
Ближе к побережью лежат безбрежные и малоизученные тропические леса Очудноземья. Самая большая река континента – Джель, её прототипом является Нил. По направлению от Края к Пупу тянутся Солнечные Горы. Ещё одна цепь гор, в которых находится самое крупное озеро континента – Йо-Йо, названия не имеет.
Самая околокрайняя точка континента – Мыс Ужаса.

Основные страны Клатча:

Клатч (государство)

Клатч (эту страну также называют Клатчистан) – огромная многонациональная империя, занимающая обширное пространство между Круглым морем и джунглями Очудноземья. Когда-то клатчианская империя распространялась на весь континент, но она давно распалась и оставила после себя страну, чья культура, политическая и экономическая системы объединяют в себе признаки средневековых арабских халифатов и Оттоманской империи. Основную территорию страны занимает пустыня.
Столицей Клатча является город Аль-Хали, самый крупный порт на краестороннем побережье Круглого моря. Здесь находится дворец серифа (правителя) – Рокси. Рисвинд сказал про этот город, что «он похож на Анк-Морпорк, только с песком вместо грязи». Аль Хали прославился своими храмовыми фресками, которые изображают… на которых изображено… В общем, смотреть эти фрески допускаются только мужчины страше 18 лет и замужние женщины.
Из-за экономического соперничества между Клатчем и Анк-Морпорком сложились непростые отношения. Кроме того, страну часто представляют к отсталой в культурном и техническом плане стране, хотя на самом деле Клатч нисколько не уступает в своём развитии Анк-Морпорку.
Главное божество Клатча – крокодилоголовый бог Оффлер.

Очудноземье

Очудноземье, или Говандолэнд – это плоскомирский аналог Центральной и Южной Африки; таинственная и загадочная страна, образовавшаяся на обломках исчезнувших древних цивилизаций. Её границы до сих пор очерчены на картах лишь приблизительно, поскольку оттуда ещё не вернулся ни один топограф или картограф. Таким образом, Очудноземье эта та страна, которая находится за пределами известных клатчианских государств, нанесённых на карты.
Практически всю её территорию занимают джунгли. Серьёзные, настоящие джунгли, возвышающиеся липуче-колючей зелёной стеной; джунгли, в которых каждый представитель растительного царства как следует засучил кору и принялся усердно перерастать своих соперников. Почва в этих лесах представляет собой кладбище растений, ожидающих обращения в компост; влажный, насыщенный спорами воздух кишмя кишит насекомыми.
Где-то в глубине джунглей скрыты затерянные царства амазонок, таинственные пирамиды, забытые алмазные копи и кладбища слонов. Ходят слухи, будто в центре Очудноземья находится Потерянный Храм Оффлера, в котором хранятся неисчислимые богатства.
Те немногие путешественники, которым удалось вернуться из этой страны, оставили для своих последователей ряд ценных указаний, как то: а) по возможности избегайте свисающих вниз лиан, на одном конце которых имеются глазки-бусинки и раздвоенный язык; б) не берите в руки полосатые чёрно-оранжевые лианы, которые, подёргиваясь, лежат у вас на дороге, потому что с другого конца к ним очень часто прицеплен тигр; и в) лучше в эту страну вообще не лезть.
Лишь самые отчаянные храбрецы отваживаются вести торговлю с местным населением, обменивая стеклянные бусы на золото и драгоценные камни.

Хершеба

Хершеба — маленькое пустынное царство, лежащее в краестороннем направлении от Клатчистана. Про неё известно не так уж и много. Говорят, что страной правит королева и что якобы она живёт вечно. На его территории, также как и повсюду в Клатче, живут дикие кочевые племена Д’регов. Клатчианские и хершебские Д’реги воюют как между собой, так и между основным населением обоих государств. В результате, на границе между Клатчем и Хершебой постоянно идут бои.
Также известно, что валютой Хершебы является хершебийский серебряник, и что первые ассасины или гашишины появились в Хершебе. Своё название, так же как и в нашем реальном мире, они получили из-за своей привязанности к гашишу.

Цорт

Цорт — царство, расположенное на клатчианском побережье Круглого моря в долине реки Цорт. С повращательной стороны Цорт граничит с Джелибейби, а с противовращательной — со страной Клатч. Река Цорт, неторопливо несущая свои зелёные воды по клатчианской пустыне, служит границей между этими двумя государствами.
В Цорте есть две достопримечательности — река Цорт, с её тихими отмелями, кишащими рыбой и крокодилами, и Великая Пирамида, построенная в давние времена, вероятно, в подражание соседнему Джелибейби. В отличие от своего соседа, пирамидостроительство в Цорте не прижилось и это его единственная пирамида.
Испокон веков Цорт воевал с Эфебом. Хотя эти две страны не граничат друг с другом, лежащий между ними Джелибейби, никогда не чинил препоны на пути обеих армий. Согласно хроникам, эта вражда началась, когда Мавзолей Цортианский украл царицу Эфеба красавицу Эланор (легенды гласят, что помогла ему в этом богиня Астория). В результате началась цортианская война, в ходе которой был использован цортианский конь, хитроумное устройство, несомненно, являющийся аллюзией на знаменитого коня Троянского. В Цорте также находился знаменитый цортианский узел, который был разрублен пополам Карелинусом.
Цортиане поклоняются всевозможным богам и, конечно же, Оффлеру.

Джелибейби

Джелибейби – это маленькая страна, всего лишь две мили в ширину и сто пятьдесят миль в длину. Название государства переводится как Дитя Джеля – самой большой реки континента Клатч, которая протекает через всю страну и впадает в Круглое море. Его также называют Царством Солнца и Старым Царством.
Джелибейби зажат между государствами Цорт и Эфеб. Когда р.Джель разливается, вся долина оказывается скрыта под водой. Река удобряет почвы плодородным илом, являясь единственным источником жизни в безводной пустыне. Водные ресурсы Джель используются и для орошения полей, рыболовства и судоходства.
Когда-то давно Джелибейби был богатым и развитым государством. Ныне о его великом прошлом напоминают лишь дворец, содержание которого обходится казне слишком дорого, руины и пирамиды. Основными производимыми культурами являются дыни, чеснок и пирамиды, под которые постепенно отводилось все больше и больше плодородных сельскохозяйственных угодий. Культура Джелибейби более чем похожа на древнеегипетскую; здесь почитают фараона и множество собственных богов, неизвестных за пределами страны.

Эфеб

Эфеб можно считать плоскомирским аналогом древнегреческого полиса.
Этот красивый беломраморный город раскинулся на скалах, возвышающихся на клатчианском побережье Круглого моря. По улицам города там и сям расставлены бочки, в которых живут философы, демонстрирующие пренебрежение мирскими заботами. Но так как философы демонстрируют ещё и любовь к жизненным удобствам, бочки обычно делаются такими большими, чтобы хватило места для сауны. Обычным зрелищем является мокрый и голый старик, бегущий по улице с воплем «Эврика!» (Анк-Морпоркцы полагают, что это переводится, как «Где мое полотенце?!»).
Центр города – Акрополь – окружен стеной. За стеной находится знаменитый эфебский лабиринт, содержащий массу сюрпризов для любопытствующего путника: спрятанные пружины, выскакивающие из стен острые лезвия, обваливающиеся с потолка камни, проваливающиеся под ногами плитки и прочее. Лабиринт обслуживает шесть проводников, каждому из которых известно лишь как пройти одну шестую часть лабиринта. Рядом с лабиринтом расположен дворец Тирана и руины прославленной библиотеки, которую, согласно легенде, сожгла омнианская армия (существует версия, что первую спичку поднес философ Дидактилос за секунду до того, как ворвались солдаты. По его мнению, только настоящий философ вправе поджечь собственную библиотеку). Довольно интересным, но не настолько удивительным способом, большая часть библиотеки оказалась перемещена в библиотеку Незримого Университета.
Эфеб часто называют «колыбелью демократии», поскольку эфебская демократия насчитывает уже несколько тысячелетий. Страной правит Тиран, которого избирают каждые пять лет. Он пользуется более-менее неограниченной властью в течение своего срока правления. Кандидат в Тираны обязан обладать безупречной репутацией и предоставить доказательства чистоты помыслов и деяний. Как правило, сразу после избрания, Тиран оказывается сумасшедшим с преступными наклонностями.
Каждый гражданин имеет право иметь рабов. Он также обязан кормить своих рабов три раза в день, причем один раз – с мясом, происхождение которого от животного можно проследить. Раз в неделю рабам полагается выходной. Кроме того, каждый год они имеют право на двухнедельный побег (причем предполагается, что хороший хозяин даст рабу денег, чтобы он мог вернуться из тех мест, куда ему вздумается бежать). Избитый раб имеет право обратиться к Тирану, а плохое обращение с рабами является серьёзным преступлением. Раб, в свою очередь, обязан работать, но не перетруждаться. Раб становится свободным после двадцати лет рабства, но обычно рабы отказываются выходить на свободу и подписываются на следующие двадцать лет.
Философы Эфеба:
Зенон – последователи его учения придерживаются мнения, что мир сложен и беспорядочен.
Ибид – последователи его учения придерживаются мнения, что мир изначально прост и развивается в соответствии с некими фундаментальными законами.
Абраксас, по прозвищу Уголёк – много лет исследовал богов, написал книгу «О Религии». Ходят слухи, что Абраксас был поражен молнией за непочтительность к высшим силам.
Дидактилос – мыслитель, описавший Диск. Не принадлежит ни одной школе, вообще не очень уважаем коллегами. Его труд стал символом подпольного освободительного движения в Омнии. В молодости ослеп.

Омния

Омния – засушливая страна, расположенная на побережье Круглого моря между пустынями Клатча и джунглями Очудноземья. Население Омнианской империи составляет 2 миллиона жителей, её столица – город-цитадель Ком. Предположительно, прототипами города являются Иерусалим и Ватикан.
Город Ком представляет собой крепость, которая простирается на многие мили – это храмы, церкви, школы, сады и башни. Под крепостью находятся многочисленные катакомбы и канализация, забытые помещения, тупики, просто пустые промежутки между стенами и пещеры естественного происхождения. Ступени в крепости очень редки: для проведения многочисленных процессий необходимы пологие склоны. Одна из самых оживленных главных улиц ведет к Месту Плача – площади примерно в 200 метром поперек. На одной стороне площади расположен Великий Храм, крыша которого увенчана золотыми рогами Ома. В недавнем прошлом в Храм вели бронзовые двери, высотой в 30 метров и весом в 40 тонн каждая. На дверях золотыми буквами были выложены Заповеди Великого Ома.
В недалёком прошлом Омния и Церковь Ома были более или менее синонимами, так как светской власти не существовало. Целая страна управлялась духовенством во главе с Ценобиархом. В те времена Омнианская религия отличалась нетерпимостью и Омния прославилась своими крестовыми походами против соседних государств во имя Великого Ома. Особая секретная полиция государства – Омнийская Квизиция, состоящая из священников, следила за исполнением религиозных обязанностей горожанами. Квизиторы подвергали пыткам и казнили вероотступников и еретиков.
Появление Восьмого Пророка – Бруты привело к Реформации власти (события описаны в книге «Мелкие боги»). Религия отделилась от государства и новое правительство было сформировано из мирян, поскольку все духовные лица оказались вовлечены в религиозные споры. В настоящее время Омния славится своими проповедниками, среди которых есть как священники, так и обычные горожане. Жители соседних стран с неприязнью относятся к омнианцам. Виной тому –  как вековая традиция омнианцев нести свою веру по миру с огнем и мечом, так и более современный способ распространения веры с помощью религиозных памфлетов.

Тецуманская империя

Тецуманская империя, несмотря на своё громкое название – довольно отсталое в техническом развитии, маленькое государство, затерянное в тропических лесах центрального Клатча. Страна застряла в каменном веке и славится своей экологически чистой сельскохозяйственной продукцией, изысканными поделками из обсидиана, перьев и нефрита, а также массовыми человеческими жертвоприношениями в честь Кусалькоатля, Пернатого Змея.
Главной достопримечательностью страны является ступенчатая церемониальная пирамида, на вершине которой установлен алтарь для жертвоприношений со всеми вспомогательными устройствами. Сверху донизу пирамида покрыта барельефами, пророчествующими о приходе так называемого «Повелителя Мира» и подробным описанием того, что тецуманцы собираются сделать с ним, когда тот, наконец, объявится.
Зарождение империи произошло, когда демон Кусалькоатль случайно наткнулся на племена дикарей, живших в джунглях, проник в мозг одного из верховных жрецов и внушил им, что они должны объединиться, нагнать страху на соседей и создать на континенте новое государство. Это государство должно отстроить церемониальную пирамиду и совершать жертвоприношения в честь его, Кусалькоатля, который стал главным божеством образовавшейся империи. С тех пор тецуманцы вели беспрерывные войны со своими соседями, неся смерть и разрушение тысячам сравнительно неповинных людей.
Долгое время империей правили жрецы бога Кусалькоатля, во главе с верховным жрецом Муцумой. После того, как Кусалькоатль был затоптан Сундуком, жители империи ненадолго стали поклоняться ему, спешно заменив шестиметровую статую старого бога на статую сундука. Но со временем, обнаружив, что никакие молитвы не способны заставить Сундук вернуться и растоптать коварных врагов, они отравили всех своих жрецов и попробовали исповедовать вместо религии просвещенный атеизм.

0


Вы здесь » Хроники Плоского мира » Библиотека » География Плоского мира